Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в прокуратуре.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации).
Основные виды обращений:
1) обращение — изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство;
2) предложение-рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах;
3) заявление — просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
4) жалоба — просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
5) ходатайство-просьба заявителя о признании в случаях, установленных законодательством РФ, определенного статуса, прав, свобод;
Сроки рассмотрения обращений
Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 суток. Срок для переадресации обращения по компетенции – 7 дней.
Гражданин имеет право:
— Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
— Получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов за исключением случаев, указанных в ст. 11 Федерального закона от 02.05.20116 № 59-ФЗ, а в случае, предусмотренном ч. 5.1. ст. 11 указанного закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
— Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации
— Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Обращения в органы прокуратуры могут быть направлены:
— посредством почтовой связи;
— в электронном виде через Интернет-приемную прокуратуры республики;
— через Единый портал государственных услуг;
— по факсу;
— через ящик для обращений, установленный в каждой прокуратуре;
— поданы на личном приеме.
Требования к обращению.
Письменное обращение должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению документы и материалы либо их копии.
В случае, если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости — с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
Обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, может быть оставлено без рассмотрения. Об этом в течение 7 дней со дня регистрации автору обращения направляется мотивированное сообщение.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы, об этом в течение 7 дней со дня регистрации сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению, с одновременным возвращением обращения заявителю и разъяснением права повторного обращения по данному вопросу.
Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Согласно ч.2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные органы. В связи с этим обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Прием граждан в органах прокуратуры проводится ежедневно в течение всего рабочего дня.
При личном приеме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность.
Представителем гражданина при подаче обращения может быть лицо, полномочия которого подтверждены доверенностью, оформленной в установленном законом порядке, а также законный представитель.
Начальники управлений и отделов, их заместители, старшие помощники прокурора республики принимают граждан с жалобами на решения, ранее принятые в соответствующих подразделениях аппарата, а также в городских, районных и специализированных прокуратурах.
Заместители прокурора республики принимают посетителей, не согласных с решениями руководителей структурных подразделений аппарата прокуратуры республики.
Прокурор республики принимает граждан еженедельно с жалобами на решения, принятые по результатам рассмотрения обращений первым заместителем и заместителями прокурора республики, а также начальниками подразделений аппарата прокуратуры республики непосредственно курируемых прокурором республики.
Прием граждан прокурором республики осуществляется по предварительной записи.
Для решения вопроса о приеме прокурором или заместителем прокурора республики заявитель предоставляет копию ответа, с которым он выражает несогласие и материалы переписки.