ПОЧЕМУ ОБРАЩЕНИЕ ПЕРЕСЫЛАЕТСЯ В ДРУГОЙ ОРГАН ИЛИ НИЖЕСТОЯЩУЮ ПРОКУРАТУРУ?

Cкачать: ms-word

ПОЧЕМУ ОБРАЩЕНИЕ ПЕРЕСЫЛАЕТСЯ В ДРУГОЙ ОРГАН ИЛИ НИЖЕСТОЯЩУЮ ПРОКУРАТУРУ ?

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации).

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

В силу требований закона при осуществлении надзора  за исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Основной целью надзорной деятельности органов прокуратуры в сфере надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан является проверка исполнения своих обязанностей специализированными контролирующими органами и их должностными лицами, в том числе в части их реагирования на обращения граждан по вопросам, входящим в компетенцию данного органа контроля (надзора).

В случае поступления обращения, которое ранее не рассматривалось уполномоченными органами, прокуратура вправе направить его в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

  Согласно п. 3.5. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (далее-Инструкция) обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Нижеуказанные государственные органы наделены необходимыми полномочиями по рассмотрению обращений в пределах их компетенции, проведению контрольных (надзорных) мероприятий, защите соответствующих прав граждан, а также по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

— Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка; Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира,  рациональным использованием и охраной недр, за использованием и охраной водных объектов,  государственный земельный контроль в пределах своих полномочий; за соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов); Государственная инспекция труда осуществляет функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также контроль и надзор за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат  гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и  при обращении лекарственных средств;

Управление Федеральной службы судебных приставов обеспечивает осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов; Управление Федеральной налоговой службы осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Отделение Пенсионного фонда рассматривает обращения, связанные с нарушениями пенсионного законодательства, в том числе касающихся назначения, начисления, перерасчетов пенсий. Государственная жилищная инспекция осуществляет функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений жилищного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

В компетенцию органов внутренних дел входит, в числе других, рассмотрение обращений на нарушение общественного порядка, по вопросам миграции, регистрации по месту жительства (пребывания) и др.;

Управление ГИБДД МВД России по РД рассматривает жалобы граждан на нарушение правил дорожного движения, в том числе нарушение правил парковки, ненадлежащего состояния дорог, на нарушение водителями общественного транспорта ПДД и правил эксплуатации транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и т.д.

Широким кругом контрольных и полномочий по надзору за соблюдением градостроительного, жилищного, земельного законодательства наделены органы местного самоуправления.

Кроме направления обращений в иные уполномоченные органы, аппаратом прокуратуры республики жалобы направляются и в нижестоящие прокуратуры, что нередко вызывает недовольство заявителей.

Соответствующие решения принимаются исключительно на  основании п. 3.2. Инструкции согласно которой подлежат направлению в нижестоящие прокуратуры  обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур. В аппарате прокуратуры республики рассматриваются жалобы на действия (бездействие) и решения нижестоящих прокуроров. 

Согласно п. 3.3. Инструкции, обращения, адресованные в органы следствия и дознания, а также обращения, адресованные прокурорам, но содержащие вопросы, относящиеся к компетенции органов следствия и дознания, ходатайства в порядке ст. 119 и 120 УПК РФ, разрешение которых отнесено к компетенции органов предварительного расследования, после их регистрации и предварительного рассмотрения направляются в соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом решении.

Если в адресованных прокурорам обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено как к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования, такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах. Копии обращений не позднее 7 дней со дня регистрации направляются в соответствующие органы следствия или дознания с обязательным уведомлением заявителя.

Следует помнить, что органы прокуратуры не вправе разрешать и сообщения о преступлениях. Поступающие в органы прокуратуры по почте или иными средствами связи сообщения о преступлениях  фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях и передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ. В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, прокурорский работник обязан разъяснить заявителю порядок подачи заявления, сообщить наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

С учетом подследственности, установленной ст.151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривать сообщения о преступлении и принимать по ним решения уполномочены органы: Министерства внутренних дел; Следственного комитета Российской Федерации; Федеральной службы безопасности Российской Федерации; Федеральной службы судебных приставов; Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.